Эх, дороги...

Эх, дороги...

Проблема дорог в России считается одной из самых главных. Огромная территория, сложные климатические условия, коррупция и другие факторы пока не позволяют решить эту проблему раз и навсегда.
Строительство дорог не только является сложным технологическим процессом, но и требует соблюдения определенных юридических процедур, особенно в свете последней тенденции строительства платных дорог.
О некоторых юридических аспектах строительства автомобильных дорог пойдет речь в настоящей статье.


Является ли дорога недвижимым имуществом?



Понятие "дорога" содержится в нескольких нормативных актах. Так, в ст. 3 Федерального закона об автомобильных дорогах[1] указано: автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно ст. 2 Федерального закона о безопасности дорожного движения[2] дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
На практике часто возникает вопрос, является ли автомобильная дорога объектом недвижимости. Известно, что понятие недвижимого имущества дано в ст. 130 ГК РФ, в соответствии с которой к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Исходя из определения, приведенного в ст. 3 Федерального закона об автомобильных дорогах, можно сделать вывод, что автомобильная дорога обладает следующими техническими свойствами (Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2010 по делу N А63-17028/09):
- автомобильная дорога как специально созданная и предназначенная для движения автотранспорта полоса представляет собой двухмерное сооружение определенного технического класса;
- земельное полотно, предназначенное для строительства дороги, и устройство дороги в виде созданных дорожного полотна, дорожного покрытия, разметок защиты, обочин и иных элементов составляют единое технологическое сооружение;
- конструктивные элементы дороги - это взаимосвязанные части целого дорожного сооружения (земельное полотно и дорожное устройство, связанные с помощью технических средств в целостный строительный объект капитального типа).

Указанные характеристики могут служить основанием для вывода, что автодорога представляет собой сооружение, тесно связанное с землей, и нарушение этой связи приведет к уничтожению объекта как дороги. Следовательно, автомобильная дорога может быть признана недвижимым имуществом. Подтверждает этот вывод п. 11 ст. 1ГрК РФ, в силу которого автомобильные дороги относятся к линейным объектам, являющимся объектами капитального строительства (дополнительно см. Письмо Минэкономразвития РФ от 10.10.2011 N Д23-4229).
В Определении ВАС РФ от 08.07.2010 N ВАС-8213/10 по делу N А47-4730/2009 арбитры указали, что автомобильные дороги отвечают признакам недвижимых вещей, установленным в ст. 130 ГК РФ.
Между тем суды не всегда признают дороги недвижимым имуществом.


Проблема государственной регистрации права собственности на дорогу



Согласно ст. 131 ГК РФ государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество. Государственная регистрация объектов, не являющихся недвижимостью, не требуется.
Как было указано выше, одним из ключевых признаков недвижимых вещей является прочная связь с землей. Однако арбитры часто исходят из того, что по смыслу ст. 130 ГК РФ прочная связь с землей является не единственным признаком, по которому объект может быть отнесен к недвижимости. Вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым, должен разрешаться с учетом назначения этого имущества и обстоятельств, связанных с его созданием. Понятие "недвижимость" является правовой категорией, поэтому признание имущества недвижимым в качестве объекта гражданских прав невозможно на том лишь основании, что оно прочно связано с землей, а для признания его таковым необходимо подтверждение того, что данный объект был создан именно как недвижимость в установленном законом и иными правовыми актами порядке с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил (постановления ФАС ВСО от 13.03.2012 по делу N А33-737/2011, ФАС СЗО от 20.11.2009 по делу N А05-3071/2009 и др.).

К сведению. Отказывая в госрегистрации права собственности на автодорогу, органы ФРС, как правило, ссылаются на ч. 1 ст. 9 Федерального закона о государственной регистрации[3], в которой сказано: по инициативе заявителя допускается государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества, включенные в состав автомобильной дороги и расположенные на территориях более одного регистрационного округа, и сделок с такими объектами недвижимого имущества федеральным органом в области государственной регистрации или государственная регистрация прав на такие объекты недвижимого имущества и сделок с ними по месту их нахождения в пределах соответствующего регистрационного округа органом по государственной регистрации.


Весьма показательным является дело N А63-11904/2010 о законности отказа в государственной регистрации права собственности на подъездную дорогу, состоящую из гравийного покрытия и железобетонных плит. Арбитражный суд Ставропольского края в Решении от 13.04.2010 исходил из того, что автодорога может быть признана объектом недвижимости в случае, если она является конструктивно-технологическим сооружением, свойства которого соответствуют установленным в ГК РФ признакам недвижимости. В результате арбитры указали, что замощение из бетона, асфальта, щебня, гравия и других твердых материалов, используемое для покрытия автомобильной дороги, обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, но не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится. В отличие от зданий, строений и сооружений твердое покрытие не имеет конструктивных элементов, которые могут быть разрушены при перемещении объекта. Данный вывод относится и к гравийному покрытию автомобильной дороги, и к покрытию из железобетонных плит. Материалы, из которых изготовлено спорное покрытие (гравий, железобетонные плиты), при их переносе не теряют качеств, необходимых для дальнейшего использования. Гравийные дорожные покрытия устраиваются путем россыпи гравийного материала непосредственно на земляное полотно, а железобетонные плиты укладываются на земляное полотно, что исключает прочную связь с землей. В связи с этим спорный объект не является сооружением, перемещение которого причинит несоразмерный его назначению ущерб, то есть не обладает признаками, указанными в ст. 130 ГК РФ.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не согласился с таким выводом и Постановлением от 11.07.2011 признал незаконным отказ в государственной регистрации права собственности на дорогу, указав, что:
- статьи 1, 19 и 23ГрК РФ определяют автомобильную дорогу как объект капитального строительства;
- Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" относит автомобильные дороги и инженерные сооружения транспортной инфраструктуры к недвижимому имуществу.
Следовательно, автомобильную дорогу, часть покрытия которой состоит из гравия, а часть - из железобетонных плит, нельзя рассматривать как движимый объект, поскольку данная дорога является объектом, неразрывно связанным с землей.
Точку в этом споре поставил ФАС СКО (Постановление от 26.10.2011), который оставил в силе решение суда первой инстанции. При этом арбитры исходили из того, что гравий и плиты при переносе не теряют своих качеств, необходимых для дальнейшего использования, что объясняется отсутствием конструктивных элементов, которые могут быть разрушены при перемещении объекта. Подъездная дорога, состоящая из гравия, не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором она находится.

Примечание. Не каждая дорога может быть признана объектом недвижимости. Соответственно, не возникает оснований для государственной регистрации права собственности на нее.


При этом суд:
- повторил существующее в судебной практике правило: для отнесения объекта к недвижимому имуществу необходимо, чтобы объект был создан и введен в эксплуатацию в установленном порядке (с получением необходимой разрешительной документации, соблюдением градостроительных норм и правил);
- признал не заслуживающим внимания довод о наличии технического паспорта на подъездную дорогу, поскольку инвентаризация объекта и проведение в отношении него технического учета сами по себе не подтверждают отнесение объекта к недвижимому имуществу.

Таким образом, можно сделать вывод, что автомобильная дорога является недвижимым имуществом, только если она создавалась как новый объект недвижимого имущества на земельном участке, отведенном для ее строительства, с соблюдением соответствующих градостроительных норм и правил и введена в эксплуатацию в установленном законом порядке.


Ответственность за нарушение законодательства при строительстве автомобильных дорог



Как было сказано выше, ГрК РФ относит автомобильную дорогу к объектам капитального строительства. Следовательно, при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильной дороги требуется получение разрешения на строительство (ч. 2 ст. 51ГрК РФ). В противном случае лицо может быть привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ (штраф на должностных лиц - от 20 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц - от 500 тыс. до 1 млн. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).
В качестве примера можно привести Постановление ФАС СЗО от 26.04.2011 N А56-85699/2009, в котором суд, установив факт осуществления строительно-монтажных работ скоростного диаметра подрядным способом без разрешения на строительство, признал законным привлечение Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству (как застройщика) к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.

Обратите внимание! В соответствии с п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ N 11[4] субъектом вышеуказанного правонарушения является застройщик (заказчик по договору строительного подряда), а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.


Безусловно, строительство автодороги должно осуществляться на земельном участке, предназначенном для этих целей. Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать их (в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием) способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Последствием строительства автомобильной дороги на земельном участке, не отведенном для этих целей, может быть предъявление требования о демонтаже дорожного покрытия (Определение Московского областного суда от 23.12.2010 по делу N 33-25009).
Не следует забывать и о том, что при строительстве дороги недопустима порча земли, в противном случае лицо может быть привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы (штраф на должностных лиц - от 2 тыс. до 3 тыс. руб.; на юридических лиц - от 20 тыс. до 30 тыс. руб.). Так, в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2012 N 07АП-1996/12 по делу N А45-24186/2011 указано следующее. Общество, осуществляя капитальной ремонт автомобильной дороги на основании государственного контракта, разработало карьер в целях добычи грунта для капитального ремонта автомобильной дороги, затем временно засыпало его растительным грунтом, который должен быть расположен на кромке данного сосредоточенного резерва (карьера) в соответствии с проектной документацией. Следовательно, общество осуществляет деятельность по снятию и перемещению плодородного слоя почвы на участках, не оформленных согласно требованиям действующего законодательства РФ. Таким образом, привлечение общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ является правомерным[5].

К сведению. В силу ч. 3 ст. 10.10 КоАП РФ сооружение и (или) эксплуатация дорог на мелиорируемых (мелиорированных) землях без согласования специально уполномоченного государственного органа в области мелиорации земель влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 1,5 тыс. до 2 тыс. руб.; на юридических лиц - от 10 тыс. до 20 тыс. руб.



Административная ответственность за нарушение правил использования полосы отвода и придорожных полос автомобильной дороги



В соответствии со ст. 3 Федерального закона об автомобильных дорогах:
- полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки, которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса;
- придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.
Правила использования полосы отвода и придорожных полос автомобильной дороги установлены ст. 25, 26 и 29 названного закона. Неисполнение указанных правил влечет административную ответственность по ст. 11.21 КоАП РФ. Административный штраф (на должностных лиц - от 3 тыс. до 5 тыс. руб.; на юридических лиц - от 50 тыс. до 80 тыс. руб.) может быть наложен:
- за загрязнение полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог;
- за снятие дерна и выемку грунта (за исключением работ по содержанию полос отвода автомобильных дорог или по ремонту автомобильных дорог, их участков);
- за использование водоотводных сооружений автомобильной дороги для стока или сброса вод;
- за выполнение в границах полосы отвода автомобильной дороги (в том числе на проезжей части автомобильной дороги) работ, связанных с применением горючих веществ, а также веществ, которые могут оказать воздействие на уменьшение сцепления колес транспортных средств с дорожным покрытием;
- за выполнение в границах полосы отвода автомобильной дороги работ, не связанных со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, размещением объектов дорожного сервиса;
- за размещение в границах полосы отвода автомобильной дороги зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильной дороги и не относящихся к объектам дорожного сервиса;
- за установку в границах полосы отвода автомобильной дороги рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам РФ о безопасности дорожного движения, информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к обеспечению безопасности дорожного движения или осуществлению дорожной деятельности (Постановление Владимирского областного суда от 05.04.2012 N 4а-81/2012);
- за прокладку или переустройство инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги без заключения или с нарушением договора с владельцем автомобильной дороги;
- за осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта пересечений автомобильных дорог с другими автомобильными дорогами и примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам без согласования с владельцем автомобильной дороги и др.
Также следует отметить, что согласно ст. 11.22 КоАП РФ неисполнение землепользователями участков, прилегающих к полосам отвода автомобильных дорог, в пределах населенных пунктов на дорогах федерального значения обязанностей по устройству, ремонту или регулярной очистке пешеходных дорожек или переходных мостиков в границах закрепленных за ними участков либо обязанностей по содержанию в технически исправном состоянии и чистоте выездов с закрепленных участков или с подъездных путей на автомобильную дорогу общего пользования, включая переездные мостики, влечет наложение штрафа на должностных лиц - от 300 до 500 руб.; на юридических лиц - от 3 тыс. до 5 тыс. руб.


Административная ответственность за повреждение дорог



Дороги - стратегический объект, поэтому государство заинтересовано в сохранении их целостности. В соответствии с п. 2 ст. 29 Федерального закона об автомобильных дорогах запрещается повреждать автомобильные дороги или осуществлять иные действия, наносящие ущерб автодорогам либо создающие препятствия движению транспортных средств и (или) пешеходов.
Повреждение дорог, которое создает угрозу безопасности дорожного движения, а равно умышленное создание помех в дорожном движении, в том числе путем загрязнения дорожного покрытия, является административным правонарушением, предусмотренным ст. 12.33 КоАП РФ (штраф на должностных лиц - 5 тыс. руб.; на юридических лиц - 200 тыс. руб.). Под данное правонарушение подпадает:
- установка шлагбаумов без согласования с органами ГИБДД (Постановление ФАС ВСО от 20.09.2012 по делу N А10-4532/2011);
- закрытие проезжей части улицы, вынос грязи колесами технологического транспорта на проезжую часть (Постановление ФАС ЗСО от 28.05.2012 по делу N А70-10390/2011);
- скопление льда в виде ледяного бугра, образовавшегося после аварии на коммуникациях водоснабжения, принадлежащих правонарушителю (Постановление ФАС СЗО от 18.11.2010 по делу N А05-5934/2010).
И еще один показательный пример - Постановление ФАС ПО от 10.05.2012 по делу N А65-26283/2011. При проведении розыгрыша стимулирующей лотереи организация не обеспечила необходимого количества парковочных мест для транспортных средств участников розыгрыша, вынуждая их парковать автомобили на проезжей части автодороги, обочинах, разделительной полосе и прилегающих к АЗС территориях. При этом ближе к началу проведения розыгрыша прибытие участников на транспортных средствах приняло массовый характер, что привело к сужению проезжей части, вынужденному снижению скоростного режима и затруднению движения других участников дорожного движения, следующих по автомобильной дороге в обоих направлениях. И в этом случае наложение штрафа в размере 200 тыс. руб. было признано судом обоснованным, причем попытка организации добиться пересмотра дела не увенчалась успехом (Определение ВАС РФ от 20.09.2012 N ВАС-11541/12).
Поводя итог, следует отметить, что при строительстве и эксплуатации автомобильных дорог должны соблюдаться нормы различных нормативных актов, при этом впечатляет количество субъектов этих отношений, в состав которых входят даже пользователи земельных участков, прилегающих к полосам отвода автомобильных дорог.

А.В. Мандрюков, магистр права, юрист КГ "Аюдар"


"Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", № 2, февраль 2013 г.



1. Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
2. Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
3.Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
4. Постановление Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части КоАП РФ".
5. В передаче дела в Президиум ВАС отказано с формулировкой: Седьмой арбитражный апелляционный суд сделал правильный вывод о том, что доказано наличие в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения, порядок привлечения к ответственности соблюден (Определение ВАС РФ от 16.08.2012 N ВАС-10410/12).


Другие новости по теме:



{date=d-m-Y}
Коментарии : ( 0 )
Рейтинг новости





Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Налоги и финансы - NalogPlus.ru © 2012-2016