Досудебное урегулирование налоговых споров: новые правила и ожидаемый эффект

Досудебное урегулирование налоговых споров: новые правила и ожидаемый эффект

Система досудебного урегулирования налоговых споров действует с 2009 г., и ее эффективность нельзя признать высокой. Модернизированный вариант в полной мере заработает с 2014 г., когда процедуры досудебного урегулирования станут обязательными для всех налогоплательщиков - юридических и физических лиц. В отличие от сегодняшнего порядка станет необходимым еще на досудебной стадии разрешать разногласия, касающиеся не только результатов налоговых проверок, но и иных действий налоговых органов, таких, как блокировка счетов, отказ в возмещении уплаченных налогов и убытков налогоплательщика. Срок рассмотрения жалобы установлен в два месяца, что в разы короче срока рассмотрения спора в суде. Бизнес-сообщество также рассчитывает на то, что новая система урегулирования споров будет отличаться большей эффективностью и объективным отношением к обеим его сторонам.

Итак, в соответствии с Законом N 153-ФЗ, прежде чем обратиться в суд, налогоплательщики обязаны постараться урегулировать разногласия с налоговыми инспекторами не выходя за пределы внутри самой налоговой системы, при этом для физических лиц досудебное обжалование вводится впервые. Ранее юрлица имели право сразу обращаться в суд по спорам, касающимся, например, неправомерной блокировки счетов в банке, отказа в возврате налогов, штрафов за непредставление отчетности в срок и т.д. Теперь прежде надо подавать жалобы в УФНС.

Какие возможности остаются для прямого обращения в суд? Напоминаем, что решение ФНС по жалобе может быть оспорено как в вышестоящем налоговом органе, так и в суде:
- акты ФНС России и действия (бездействие) ее должностных лиц могут быть обжалованы сразу в суде;
- в суде могут рассматриваться иски, направленные против действий или бездействий должностных лиц, жалоба на которых не была рассмотрена либо по ней не было принято решение в установленный срок.

Жалоба подается в письменной форме через свою налоговую инспекцию, которая в течение трех дней должна направить саму жалобу и материалы по ней в вышестоящий орган (п. 1 ст. 139; п. 1 ст. 139.1 НК РФ).
Подать жалобу можно в течение месяца, еще один месяц (это максимальный срок) отводится на ее рассмотрение налоговым органом (п. 6 ст. 140 НК РФ).
Еще на месяц сроки рассмотрения могут быть продлены руководителем налогового органа для получения дополнительных материалов от нижестоящей инспекции.
Затем в течение трех дней с даты принятия решения по жалобе оно должно быть доведено до налогоплательщика.

Важная деталь: лицо, подавшее жалобу, не участвует в ее рассмотрении (п. 2 ст. 140 НК РФ). Оно может только представить документы, подтверждающие его доводы, а также дополнительные материалы (п. 1 ст. 140 НК РФ), при этом последние будут рассмотрены только в случае, если налогоплательщик объяснит, почему он их не представил ранее.

В суд можно обратиться не ранее даты окончания срока рассмотрения жалобы или даты принятого вышестоящим налоговым органом решения по ней.
По мнению законодателя, такой порядок расширит возможности налогоплательщиков в реализации своих прав, снизит судебные издержки и ускорит разрешение налогового спора. Надо признать, что досудебная процедура занимает намного меньше времени, чем судебные процедуры, но ее эффективность все-таки ниже.

Приведем пример из аудиторской практики. Представительство крупной английской компании в России оспаривало решение по результатам налоговой проверки. На "этапе возражений" удалось оспорить часть доначислений, но не основную часть недоимки и штрафов. В рамках процедуры досудебного урегулирования налоговых споров была подана апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган, однако по итогам ее рассмотрения решение налоговиков осталось прежним. Пришлось снова обращаться в суд, который в итоге удовлетворил иск в полном объеме, недоимка и штрафы в сумме 10 млн. руб. были сняты с компании. Действие происходило в 2012 и 2013 гг., в налоговом споре принимала участие известная иностранная корпорация, чьи инвестиции в российскую экономику высоко оцениваются. Российским компаниям, наверное, будет сложнее отстаивать свою правоту.

Хочется надеяться, что новая система действительно будет способствовать скорейшему объективному разрешению споров, а не только увеличивать срок урегулирования конфликта на отведенный на досудебное урегулирования месяц, что мы, к сожалению, зачастую и наблюдаем сегодня.

Материал основан на выступлении автора на круглом столе "Налоговое законодательство: ключевые изменения 2013 г. и их влияние на бизнес в 2014-2016 гг.", 25.11.2013. ТПП РФ.

Примечание. В начале 2013 г. Минфин и ФНС утвердили Концепцию развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на 2013-2018 годы.

Работа по досудебному урегулированию налоговых споров велась с 2006 г., когда в системе налоговых органов стали создаваться специализированные подразделения налогового аудита, в чьи задачи входила объективная проверка обоснованности жалоб на результаты налоговых проверок и урегулирование налоговых споров до суда, и доведение до судебной стадии разрешения спора только обоснованных и законных решений. Подразделения налогового аудита занимались разрешением налоговых споров на различных стадиях.
Позднее получили развитие электронные сервисы досудебного урегулирования, в 2012 г. введен в эксплуатацию интернет-сервис "Узнать о жалобе", размещенный на интернет-сайте ФНС. Данный ресурс позволил организациям и физическим лицам оперативно в режиме online получать информацию о ходе и результатах рассмотрения жалоб, заявлений, предложений, поступивших в Федеральную налоговую службу. С 1.01.2013 года подобная государственная услуга доступна и в отношении обращений, поступивших в региональные управления ФНС.

В ходе проведенной работы решались следующие задачи:
- переход от досудебного порядка разрешения налоговых споров к внесудебному, урегулирование споров без участия суда, в том числе развитие примирительных процедур;
- сокращение количества жалоб, подаваемых в налоговые органы;
- снижение нагрузки на судебную систему;
- совершенствование нормативно-правовой базы и корректировка налогового законодательства;
- введение обязательной досудебной процедуры для всех налоговых споров с одновременным увеличением сроков на подачу жалоб (для апелляционных жалоб - до 1 месяца, для иных жалоб - до 1 года);
- разработка дифференцированных механизмов разрешения налоговых споров (в зависимости от стадии, универсальный и упрощенный порядок, мировое соглашение и т.д.);
- прием жалоб и документальных доказательств посредством интернет-сервисов (при аутентификации пользователя), а также участие налогоплательщиков в рассмотрении жалоб (при необходимости) с использованием конференц-связи.
Также осуществлялся постоянный мониторинг и анализ содержания налоговых споров, проблем в организации деятельности территориальных налоговых органов.
На смену ранее существовавшим подразделениям по налоговому аудиту пришли созданные ФНС управления по досудебному урегулированию.

Т.А. Ильина, член рабочей группы по управлению
налоговыми рисками при Экспертном налоговом совете ТПП РФ


"Финансы", N 1, январь 2014 г.


Другие новости по теме:



{date=d-m-Y}
Коментарии : ( 0 )
Рейтинг новости





Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Налоги и финансы - NalogPlus.ru © 2012-2016